Главная » Статьи » СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО » Разное

Контурная резьба
Контурная резьба 
 
После  того  как  будет  пройден  базовый  курс,  можно  переходить  к  выполнению 
различных  видов  резьбы.  Начинать  следует  с  более  простых,  постепенно  переходя  к 
сложным.  Техника  контурной  резьбы  является  относительно  простой.  Она  представляет 
собой  линейный,  немного  углубленный  рисунок,  образуемый  прямыми,  извилистыми  или 
ломаными  линиями,  которые  складываются  в  двухгранные  либо  полукруглые  выемки  и 
очерчивают контуры изображения.
 
В  технике  контурной  резьбы  выполняют  панно,  посуду,  мебель,  всевозможные 
орнаменты  при  оформлении  отдельных  деталей  деревянного  дома  (наличников,  косяков  и 
пр.).  В  составе  крупных  композиций  контурную  резьбу  используют  для  выполнения 
прожилок,  сетки,  отдельных  деталей.  В  этом  виде  резьбы  нет  рельефа,  но  декоративность 
достигается  благодаря  линии,  которая  может  быть  разной  по  ширине  и  глубине;  выборке 
фона  вокруг  линейных,  орнаментальных  и  фигурных  композиций;  сочетанию  с  другими 
разновидностями резьбы по дереву. 
От  сложности  узора  зависит  и  выбор  использующегося  инструмента,  но  чаще  всего 
применяют ножи-косяки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, 
отлогую стамеску, клюкарзу-уголок и полукруглую клюкарзу. Иногда требуются и прямые 
стамески. 
Любая  разновидность  резьбы  начинается  с  разметки  заготовки  и  нанесения  на  нее 
рисунка, который можно выполнить по шаблону или скопировать с оригинала. Поверхность, 
на которую наносят рисунок, может быть неотделанной (чтобы при этом рисунок не стерся с 
чистой  поверхности,  линии  повторяют  прозрачным  лаком)  или  лакированной.  Нередко  ее 
окрашивают темным цветом, лакируют и полируют. 
 
Как определить направление волокон внутри нароста? 
На  направление  волокон  нароста  указывает  его  внешняя  форма.  В  слоях, 
прилегающих к поверхности, волокна располагаются по форме нароста. Там, где 
наружная  поверхность  перегибается,  внутренние  волокна  меняют  свое 
направление,  углубляясь  внутрь  практически  под  углом  90°  относительно 
основания  нароста,  что  видно  на  срезе.  Наружный  слой  нароста  не  менее 
декоративен, на чем основывается способ обработки его поверхности, называемый 
рваными волокнами. 
 
Заготовка должна быть неподвижна, поэтому ее закрепляют на верстаке. 
Первые опыты контурной резьбы лучше осуществлять на мягкой древесине, например 
на липе или осине. А по мере приобретения опыта и определенного владения инструментом 
можно использовать древесину твердых пород (березу). 
 
Чем отличается карельская береза от повислой? 
Карельская  береза  имеет  на  стволе  бочковидные  утолщения,  которые  на 
тангенциальном  срезе  имеют  необычной  красоты  текстуру.  Она  напоминает 
овальные  или  веретеновидные  следы  темного  цвета,  звездочки,  снежинки, 
всевозможные включения вроде точек, тире, галочек и др. Кроме того, отчетливо 
проступают  свилеватость,  курчавость.  Будучи  отполированным,  срез  отличается 
своеобразными  жемчужными  переливами,  что  делает  этот  материал  необычайно 
декоративным. 
 
Чтобы иметь достаточную свободу движений, резать лучше стоя. Инструмент держат 
правой рукой (если вы правша) за ручку, при этом левой придерживают и направляют его 
лезвие.  Работа  обеими  руками  будет  более  уверенной  и  быстрой,  при  этом  срывающаяся 
стамеска (такое случается) не поранит левую руку. 
Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема – надрезание и подрезание, при этом 
нож удерживают под небольшим наклоном лезвием на себя. Лезвие  вводят  в  древесину  заготовки  и,  прикладывая  определенное  усилие  с  учетом 
мягкости  материала,  ведут  по  линии  рисунка,  направляя  и  корректируя  движение  лезвия 
большим  пальцем  левой  руки.  После  того  как  линия  будет  надрезана,  переходят  к 
подрезанию,  при  этом  нож  держат  как  и  раньше,  но  рука  несколько  отклоняется  в 
противоположную  сторону.  Инструмент  вводят  в  древесину  и  с  усилием  подрезают 
надрезанный  контур.  О  правильности  выполнения  приема  будет  свидетельствовать 
трехгранная  полоска  (резчики  называют  ее  соломкой),  которая  выходит  из-под  ножа,  а  на 
поверхности заготовки останется двухгранная выемка. Надо заметить, что работать можно и 
одной, и двумя руками, выполняя движения на себя и от себя. 

Для выполнения закруглений применяют ножи-косяки и ножи-резаки с малым углом 
заточки лезвия. Нож-косяк – инструмент универсальный, который позволяет резать на себя, 
от себя и наклонять его в любую сторону. 
Резьбу можно вести не только по прямой и кривой линиям, в розетках и орнаментах, 
при  этом  двухгранные  выемки  различаются  по  ширине  и  глубине,  что  диктуется 
требованиями  художественной  выразительности.  Для  достижения  этого  нож  в  глубине 
заготовки  держат  носком,  благодаря  чему  линия  получается  более  тонкой,  а  на  выходе  к 
поверхности и в заужении, наоборот, – пяткой. 
 
Чем определяется выбор той или иной заготовки для резьбы? 
Существуют  3  правила,  которые  обязательно  соблюдают  при  выборе 
заготовки.  В  первую  очередь  это  размер  изделия,  особенности  композиции, 
которую  предстоит  воплотить,  и  разновидность  резьбы.  Например,  для 
плоскорельефной  резьбы  подбирают  доски,  плиты,  бруски,  используют  детали 
мебели  вплоть  до  предметов  домашнего  обихода.  Объемную  выполняют  из 
массивной  древесины.  В  качестве  материала  можно  использовать  строительные 
конструкции, кряжи, пни и наросты. 
 
Если  стороны  розетки  своими  вершинами  сходятся  в  центре,  режут  носком 
ножа-косяка,  начиная  от  края,  к  середине  обязательно  задействуют  и  пятку,  чтобы  не 
допустить сколов. 
Контурная резьба может выполняться и полукруглыми стамесками (крутыми, средними 
и  отлогими).  Чтобы  ход  работы  был  более  понятен,  рассмотрим  его  на  примере  резьбы 
достаточно простой розетки. 

Последовательность  работы  такова:  крутой  стамеской  надрезают  лепесток.  Лезвие 
инструмента  вводят  в  начале  линии  и  вращают  его,  пока  лезвие  не  совместится  с  кривой. 
При этом оно должно наклоняться к центру розетки. 
Следующий  этап  осуществляют  средней  стамеской,  завершая 
надрез  отлогой  стамеской.  Закончив  надрезание  одного  лепестка, 
переходят к следующему и т. д. 
Далее  срезают  вторую  грань.  Для  подрезки  используют  среднюю  стамеску, потом отлогую , причем подрезают сразу все лепестки розетки. 
После  того  как  приемы  контурной  резьбы  выполняются  с  достаточной  легкостью, 
можно  переходить  к  выполнению  орнаментов  и  композиций.  Заготовку  под  орнамент, 
очищенную от ворса и предварительно окрашенную в темный цвет (чаще всего используют 
темно–  и  красно-коричневые  тона),  слегка  шлифуют  и  лакируют  (нитроцеллюлозный  лак 
можно заменить восковым составом). 
Рисунок  на  заготовку  переносится  следующим  образом:  его  переводят  на  кальку, 
которую  затем  фиксируют  на  заготовке,  и  продавливают  изображение  на  поверхность 
древесины острым предметом. Контур рисунка необходимо закрепить, чтобы он не стерся в 
процессе резьбы, для чего достаточно процарапать его шилом. 

Как правильно ориентировать заготовку? 
Обычно  длинную  сторону  предполагаемого  изделия  направляют  вдоль 
заготовки.  Это  же  относится  и  к  высоте.  Но  это  правило  имеет  исключения, 
поскольку  прочность  древесины  различается  в  зависимости  от  направления 
волокон.  По  этой  причине  тонкие  детали  ориентируют  вдоль  волокон,  чтобы 
предотвратить излом, а сечения – под углом для увеличения площади скалывания. 
 
В  процессе  работы  кривые  линии  режут  плавно,  стараясь  не  прерывать  их.  Сначала 
проводят  линию  с  внешней  стороны  контура,  затем  –  с  внутренней.  При  увеличении 
кривизны  линии  работу  осуществляют  носком  ножа,  приподняв  пятку  над  поверхностью 
древесины. 

Категория: Разное | Добавил: swrt (05.05.2013)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: